В начальной школе чтение выступает
особенным предметом, который одновременно является уникальным средством
самостоятельного обучения младшего школьника и инструментом для изучения любого
учебного предмета всех звеньев школы. Оно является одним из видов речевой и познавательной
деятельности, активно влияет на языковое, эстетическое развитие ребенка, приучают
его к чтению книжек, художественной и научно-познавательной литературы.
Чтению в начальных классах принадлежит
ведущая роль в художественном, общественно-историческом образовании, общественном,
нравственном, эстетическом воспитании, в закладке основ самовоспитания, саморазвития,
духовности, национального сознания.
Умение ребенка читать уже в начальном
звене школы рассматривается в двух аспектах. Первый - формирование техники чтения,
буквального восприятия графической модели слова и правильного звукового его воспроизведения
с постепенным переходом к чтению целыми словами, словосочетаний, предложений. И
второй - получение знаний через чтение художественной и научно-познавательной литературы,
выработка своего собственного отношения к прочитанному, а следовательно, воспитание,
развитие своей читательской самостоятельности.
Уметь читать - значит овладеть техникой
чтения (качеством чтения, способом логико-эмоциональной выразительности чтения,
иметь здоровый речевое аппарат), осознанно воспринимать то, что читаешь, ориентироваться
в художественной, научно-познавательной и справочной литературе, рекомендованной
для младшего школьного возраста, а также в детской периодике.
Умение читать - это наличие интереса
к чтению, к книгам как источнику познания окружающей среды, общественного воспитания,
овладение литературным языком, развитие духовного мира ребенка, его чувств.
Реализуя задачи, учитель совершенствует
свое мастерство и творить собственную технологию, рассчитанную на себя и на свой
класс, которая опирается на научную основу соответствующей методической системы.
И делает он это успешнее и лучше, если использует в своей практике различные подходы,
методы и приемы, чтобы каждый урок для ребенка был интересным, нес свою частичку
знаний для ребенка, открывал ему мир с разных сторон.
Основные профессиональные инструменты
учителя начальных классов - это детская книжка (в том числе и учебник) и живая устная
речь, рассчитанная на восприятие учащимися младшего школьного возраста. Поэтому
главное место в формировании детской личности занимают уроки родного языка (обучение
грамоте, классное чтение, внеклассное чтение, уроки развития речи).
Но не только этим пользуется учитель.
Он использует множество дидактических средств, наглядных пособий для того, чтобы
ученик смог лучше понять прочитанное, понять те моменты, которые хотел выделить
автор произведения или и сам учитель.
Чтобы обеспечить Результативность
урока, следует продумывать режим деятельности учеников. Важным при этом является
правильное распределение часов на уроке, определение оптимального использование
элементов его структуру. От того, как чередуются виды деятельности, длительность
этапов урока и отдельное задание, зависит активность восприятий, внимание и работоспособность
ученика.
Подготовить и провести такой урок
очень непросто. Для этого надо и много знать, и много уметь, очень хотеть, ответственно
относиться к своим учительским обязанностям, а больше всего - выйти на новый уровень
педагогического мышления.
Сегодня все больше внимания уделяется
оптимизации и индивидуализация школьного образования. Разработаны педагогические,
психологические, физиологические и психофизиологические концепции обучения, в которых
значительное место занимают вопросы индивидуализации и оптимизации учебного процесса.
Ведущее место в вышеуказанных проблемах занимает обучение с помощью компьютерной
техники и средств мультимедиа.
И любая система обучения допускает
наличие как положительных, так и отрицательных моментов. Однако, то, чего созданная
система не может развить и развитию чего она препятствует, акцентировать не принято.
Кроме того, не обсуждается «биологическая цена», которую ученик "платит"
за приобретение такого рода знаний, то есть те энергетические и психологические
затраты, что сопровождают процесс обучения. Существуют как положительные, так и
негативные моменты использования информационных технологий в начальной школе, в
частности на уроках чтения. Приносит ли компьютер и компьютерные игры вред или
пользу – это очень спорный вопрос, который очень часто обсуждают педагоги, психологи
и другие специалисты, этой теме посвящают свои статьи различные интернет издания
и журналы. Вот, например, на страницах интернет журнала для девушек и женщин http://omadame.ru/ есть
интересная статья о пользе и вреде компьютерных игр и о доказательствах,
которые нашли ученые в поддержку использования информационных технологий.
Использование компьютера на уроках
в начальной школе предполагает в основном ориентирование на игровые формы работы,
на работу с программным обеспечением игрового и учебно-тренировочного характера,
а также использование ПК как технического средства обучения.
Понятно, что игровая учебная деятельность
является очень привлекательной для младших школьников. Но компьютерно - ориентированная
игровая и учебная деятельность имеют некоторую специфику, а также своеобразное влияние
на формирование психики и состояние центральной нервной системы младших школьников.
Став частями процесса обучения, информатизация
вносит свои требования к средствам получение и обработки информации. В частности,
диалог с компьютером подразумевает значительную формализацию прямой и обратной связи.
Таким образом, стимулируются виды деятельности, наиболее "удобные" для
формализации. Известно, что развитие средств деятельности, характерных для левого
полушария мозга, приглушает "правополушарные" средства обработки информации.
Высокая степень формализации противоречит наглядно-образному мышлению, характерном
для младших школьников.
Все физические действия человека связаны
с динамическим и статическим трудом. Деятельность пользователей компьютеров характеризуется
длительной работой в сидячем положении. В случаях не выполнения необходимых умений,
такой труд может привести к перенапряжению разных участков опорно-двигательного
аппарата. А если это сопровождается еще и неправильным положением тела, то может
возникнуть давление на грудную клетку, которое затрудняет дыхание, приводит к нарушению
кровообращения, застою крови в венах, конечностях и т.п.
Но все эти вышеназванные проблемы
со здоровьем можно с успехом обойти, если продумать режим труда и отдыха с компьютерной
техникой, обеспечить наличие физкультминуток, физкультпауз, упражнений для глаз
и др.
Следовательно, во время обучения с
компьютером учителю просто необходимо обратить внимание на все вышеназванные аспекты,
как положительные, так и негативные. Тогда такое обучение принесет ученикам настоящую
пользу от полученных знаний.