Нетрадиционный урок чтения с элементами интеграции по изобразительному искусству, природоведению, трудовому обучению
в 3 классе.
Тема: По Надежде Надеждиной «Какого цвета снег?», «Знакомство с картинами «Первый снег», «Мартовский снег» А. Пластова; «Учись увидеть красоту» по И.Грабаря.
Цель:
- познакомить с текстами Н. Надеждиной «Какого цвета снег?», картинами А. Пластова «Первый снег», «Мартовский снег»; И. Грабаря «Учись увидеть красоту»;
- развивать и контролировать речь, навыки чтения вслух и наизусть, умение строить диалог;
- научить рисовать узоры на бумаге, подобно тем, что рисует мороз на стеклах;
- ознакомить с вытынанкой, как видом художественной работы с бумагой;
- дать представление о симметрии, как способе гармонизации формы;
- формировать навыки складывания и прорезывания бумаги;
- развивать фантазию, память, наблюдательность, музыкальный слух;
- воспитывать любовь к природе, труду;
- работать над развитием артикуляции и общей моторики;
Тип урока: интегрированный (практический)
Оборудование:
- мультимедийное оформление;
- репродукции картин А. Пластова «Первый снег», «Мартовский снег»;
- образец заснеженного окна, музыкальным сопровождением;
- микрофон;
- заготовки голубых окошек, снежинок;
- белая гуашь, кисти, клей;
- коробочки для обрезков бумаги.
Литература:
- Ярченко И.П., Пащенко Н.И., Читалочка: Хрестоматия по литературе – Д.: Центр подготовки абитуриентов, 2002 -144с.
- Любарская Л.Н., Изобразительное искусство – К., «Форум», 2003 – 112с.
- Гурская А. С. Мова та граматика украинского орнамента – К.: Альтернативы, 2003 -144с.
- Гудзик И. Ф., Родник: Читанка 3 класс. – К.: Освита, 1995 -228с.
Ход урока.
І Организация класса.
Дети хором проговаривают:
Прозвенел у нас звонок,
Начинается урок
Тренируем речь, вниманье,
Аккуратность и старанье,
На уроке не зеваем
Громко, внятно отвечаем.
1.Минутка синоптика.
(Звучит тихая музыка, на экране изображения заснеженного леса и Мороза-Воеводы.)
- Вы догадались, куда мы попали? Дети, представьте себе, что вы в лесу встретили Мороза–Воеводу. Он поймал вас, начал морозить и холодить. Хозяин леса согласен отпустить вас на урок только с одним условием –выполнить все его задания. Все готовы к испытаниям?
Задание 1. Микрофон.
Нужно очень быстро ответить на вопросы, передавая друг другу:
-Какое сейчас время года?
-Назовите зимние месяцы.
-Какой сейчас месяц по счёту?
-Какие пословицы и поговорки вы знаете? (декабрь год кончает –зиму начинает. Береги нос в большой мороз. И т. д. )
- Как изменилась высота солнца над горизонтом?
- Как изменилась длительность дня и ночи?
- Какого числа день зимнего солнцестояния? (22 декабря)
- Какие осадки бывают зимой?
Задание 2. Чтение наизусть стихотворения «Мороз – Воевода» (1-2уч)
Не ветер бушует над бором,
не с гор побежали ручьи,
Мороз – воевода дозором
Обходит владенья свои.
Глядит – хорошо ли метели
Лесные тропы занесли,
И нет ли где трещины, щели,
И нет ли где голой земли?
Пушисты ли сосен вершины,
Красив ли узор на дубах?
И крепко ли скованы льдины
В великих и малых водах?
Идёт по деревьям шагает,
Трещит по замёрзлой воде,
И яркое солнце играет
В косматой его бороде.
- Теперь Мороз-Воевода вами доволен, отпускает всех на урок, но обещает наблюдать, чем мы будем тут заниматься. Что я слышу?
(Звучит тихо песня со словами «снег кружится и тает и тает…)
ІІІ Работа по теме.
1. Ознакомление с темой урока.
- Сегодня на уроке мы и поговорим о снеге, снежинках. Поговорим о том, каким может быть снег, в чём особенности снежинок, познакомимся со стихотворением Эдгара Фарджена «Снегопад», нарисуем узоры, похожие на те, которые рисует мороз на окнах, сделаем сказочные снежинки.
2. Мотивация практической деятельности.
*Работа над стихотворением Э. Фарджена «Снегопад» (чтение)
Снегопад.
Снег идёт, снег идёт,
Снег по свету бродит.
И откуда он идёт
И куда уходит?
Снегопад, снегопад,
Снежное паденье.
Снег идёт наугад, словно сновиденье.
Сны земли, сны небес
Видит, засыпая,
Белый сад, белый лес
Снегом засыпая.
*Работа по вопросам.
-О чём говорится в стихотворении?
- Какую картину вы себе представили?
- Как образуется снег?
3 Сказочный диалог
- Снегопад – особенно прекрасное явление природы. Не только музыканты, писатели, но и художники старались внимательно наблюдать за состоянием природы, всё замечать и передавать увиденное в своих произведениях. Поэтому и картины такие привлекательные.
А вы знаете, что снег не всегда бывает белым?
Послушайте сказку о том, каким бывает снег. ( 3 ученика читают сказку)
Две маленькие синички интересуются, каким бывает снег. Летают по белу свету и спрашиваю у всех:
-Какой бывает снег?
- Золотой!- ответил рассвет, освещая заснеженное поле.
- Голубой, - сказало чистое дневное небо.
- Синий - синий, - прошептали тени старых деревьев.
- Холодным, - мяукнула кошка, сворачиваясь клубочком.
- Тёплым, - прошептала озимая пшеница.
- Лёгким, лёгким, лёгким, - прошептал ветер.
-Тяжёлым! Очень тяжёлым! – вздохнула сосновая ветка.
- Красным-красным, - сказала вечерняя зоря.
- Серебристый, искристый! – улыбается ясный месяц, поднимаясь из-за гор к звёздам.
Так и не узнали птички, каким бывает снег. А если бы они спросили у вас?
4. Составление ассоциативного куста.
( мокрым, лепящимся, грязным, радостным)
- А из-за чего снег может быть грязным?
( Необходимость заботы об экологии.)
5. Физминутка.
Раз - поднялись, потянулись,
Все друг другу улыбнулись,
Как снежинки закружились,
И за парты опустились.
6. Работа по репродукциям картин А. Пластова «Первый снег», «Мартовский снег».
7. Работа по учебнику чтения.
Чтение учащимися отрывков из текстов «Когда снег белый и чистый», «Когда голубой и синий».
8. Сравнительна характеристика.
- Вы увидели снег разного цвета и узнали, что цветом художники могут рассказать о чём-то важном: о природе, людях, чувствах человека, о родной стране. Чуткий художник умеет в самом обычном найти красоту. А зачем она нужна людям?
Тем, кто полюбил прекрасное, стыдно поступать некрасиво. Красота им откроется много раз: в искусстве, в труде, в лесу, у речки – там, где раньше её не замечали. Мир вокруг станет богаче и радостнее, а сами они станут счастливее, и глаза будут смотреть зорче, и сердце станет добрее.
Всю красоту природы мы могли бы увидеть даже из нашего окна, но Мороз–Воевода тоже любит искусство, он разрисовал наше окно необыкновенными рисунками и орнаментами.
( Образец окна. Демонстрация заснеженных, разрисованных окон на экране. )
Хотите за одну минутку попробовать так же разукрасить свои окошки?
9. Практическая работа:
Рисунок.
( Под песню « Снежинка» дети за минуту рисуют узор на своих окошках. Поднимают вверх свои работы. )
- У вас получились чудесные узоры! А на моем окне появилась такая красивая снежинка, которая хочет вам что-то рассказать. Послушаем её?
Она говорит, что все снежинки состоят из лучиков, симметрично расположенных вокруг центра. Они напоминают острые вершины куполов, криволинейные фигурки, ломаные линии. Нежные ледяные звёздочки – это символ Нового года. Для замёрзшей воды характерна шести лучевая симметрия, поэтому у снежинки шесть лучей. Формы и строения снежинок самые разнообразные.
- А вот эта капелька воды минуту назад тоже была снежинкой, но от нашего тепла растаяла. Я предлагаю сделать свою бумажную снежинку – «вытынанку» и украсить наше сказочное окно.
Вырезание снежинок.
Инструктаж по Т.Б.
- Вспомните, как держать ножницы, сидеть, куда складывать обрезки.
Под музыкальное сопровождение дети вырезают заготовленные образцы снежинок. Выходят к доске и украшают демонстрационное окно.
Выставление оценочных балов за работу на уроке.
ІV Подведение итога.
И я, и Мороз–Воевода остались довольны вашей работой. Но вы столько успели сделать, что он сбился со счёта. Давайте вспомним, что вам больше запомнилось и понравилось делать на уроке.
__________________________________________________
Пушистые зайчики, плюшевые мишки, розовые слоники...У кого из нас в детстве не было любимой мягкой игрушки, с которой не хотелось расставаться ни днем ни ночью? У меня был пушистый щеночек... Сейчас конечно многое изменилось, дети играть совсем другими игрушками. Вот например, млей племяннице очень нравятся мягкие игрушки Hello Kitty. Они такие нежные, красивые и к тому же сделаны из качественных экологически чистых материалов.